Оформление е-ОСАГО с начала 2017 года стало обязанностью страховых компаний. Сделано это было для удобства граждан, с помощью такой меры планировалось повлиять на ситуацию в проблемных регионах, где последнее время наблюдался острый дефицит полисов. Однако эта реформа не везде принесла ожидаемый результат, ссылаясь на технические проблемы, страховщики отказывались продавать электронные полисы, а некоторые и вовсе при оформлении страховки перенаправляли своих клиентов на сайт конкурентов.
Воспользовались ситуацией и недобросовестные предприниматели,
которые создали сайты-клоны, повторив корпоративный стиль того или иного
страховщика и продававшие полисы якобы от его имени. В действительности, в
результате таких мошеннических действия клиент страховой компании оставался без
денег и без страховки, не всегда даже подозревая об этом. Пострадавшие,
столкнувшись с покупкой поддельного полиса ОСАГО, могли остаться без возмещения.
Оформление е-ОСАГО вызывает нарекания и у представителей
страховщиков. Дело в том, что Центробанк выявил мошенническую схему с полисами е
– ОСАГО. Многие автовладельцы, которые решили приобрести страховку подобным
образом, обманывали страховые компании, указывая при оформлении неверный регион
проживания. То есть клиенты указывали в качестве региона проживания собственника
автомобиля другой субъект РФ, где коэффициент по ОСАГО мог быть существенно
ниже. Это напрямую и значительно влияло на стоимость полиса. Дело в том, что
территориальный коэффициент устанавливается Центробанком в зависимости от
ситуации, которая сложилась в том или ином населенном пункте и факторов,
влияющих на убыточность ОСАГО в той или иной местности. Исходя из этих
показателей, коэффициенты значительно рознятся. Например, для Москвы установлен
территориальный коэффициент равный 2, в Челябинске – 2,1, а вот в Крыму, Чечне и
Севастополе – 0,6. Следовательно, страховка ОСАГО для жителей трех последних
городов обойдется значительно дешевле, чем жителю Москвы или Челябинска.
Оформление е-ОСАГО с неправильными данными о месте проживания
стало возможным, так как у страховой компании отсутствует возможность проверить
правильность этой информации. Однако такие манипуляции могут дорого обойтись
клиенту страховой компании при наступлении страхового случая. Из-за занижения
страховой премии со страхователя по закону могут взыскать сумму ущерба,
возмещенную пострадавшему в ДТП.
В настоящее время Центробанк выясняет, как такие действия
клиентов страховщиков могли повлиять на убыточность по ОСАГО в 2017 году, а
также изучает возможность сделать оформление е-ОСАГО более прозрачным как для
страховых компаний, так и для их клиентов.